Воскресенская церковь село Воскресенское
В центре села Воскресенское внимание привлекают скорбные руины большой и красивой церкви на обрывистом берегу Ухтохмы. Эта каменная церковь была выстроена еще при Петре I в 1713 году и освящена в честь Воскрешения Господня. Потому и называлась Воскресенская. Разорена и разрушена сельская святыня в 1937 году.
Хотя Воскресенская церковь подверглась жестокому разрушению, тем не менее, руины и сегодня еще дают достаточно точное представление о ее прежнем облике. Выстроена она была по подобию ковчега. Ковчег символизирует церковь, совершающую по бурному житейскому морю свой путь к царствию небесному.
Воскресенская церковь – бесспорное творчество московских мастеров. Прекрасный памятник своего времени. Поставлен храм по канонам церковного зодчества – алтарем на восток. Именно с востока ожидается второе пришествие Христа в День Суда и Воздаяния.
Архитектурные формы церкви величественны и изящны, легки и просты. От этого она казалась еще выше, стройнее, живописнее, поражая силой труда и таланта строителей. Надо полагать, щедрой и доброй души были люди, создавшие эту ненаглядную красоту.
Воскресенская церковь была замечательна не только своей архитектурой, но и прекрасным интерьером, дорогим убранством, от которого теперь почти ничего не осталось. Внутри она воспринималась высокой, светлой и просторной.
Совершенно изумительной красоты живопись покрывала стены. Картины на сюжеты библейских и евангельских событий были очень декоративны и познавательны. Сохранившиеся до сего дня на варварски изуродованных стенах остатки поблекших картин «Моление о чаше», «Уверение апостола Фомы», «Омовение ног», «Избиение младенцев» – неоспоримые свидетельства высокого уровня мастерства художников. Привлечение к работе живописцев столь высокого мастерства можно объяснить большими материальными вложениями прихожан и бывших в то время владельцев села. Ими были последовательно князья Прозоровские, графы и бароны Строгановы, князья Голицыны.
В 1751 году князь Голицын, тогдашний владелец села Воскресенского, с северной стороны на краю берегового обрыва пристроил к храму придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы со своим алтарем и небольшой главой над сводом.
Под полом покровского придела находилась могила блаженного Киприана, Христа ради юродивого, местными чтимого святым. Над могилой усопшего была сделана гробница для совершения панихид в день памяти его небесного покровителя Киприана 2 (15) октября.
Блаженный Киприан жил отшельником в лесу на острове реки Уводь, недалеко от устья реки Вязьмы, в семи верстах от Воскресенского и в полутора верстах от села Петровского. Был прихожанином Воскресенской церкви. Умер в 1622 году.
Местное предание гласит, что по кончине его между крестьянами села Воскресенское и села Петровское был спор: те и другие желали похоронить у себя тело почитаемого ими отшельника. Жители Воскресенского, желая доказать принадлежность Киприана к их приходу, указывали на то, что он чаще ходил в их церковь, а жители села Петровского указывали, что он подвизался в урочище, принадлежащее их селу. Спор этот, по сказанию одних, решился будто бы тем, что на Киприанепоснятии с него одежды нашли запись, в которой он выражал желание быть похороненным в селе Воскресенском. По сказанию других, спорившие будто бы пустили гроб Киприана в реку Уводь, и гроб его против течения прибыл в село Воскресенское.
За церковью внизу из-под горы спокон веку сочился крохотный родник, известный в округе под названием «ключик Киприана блаженного». Теперь он иссяк. Раньше у выхода родника был устроен маленький колодец для накопления воды. Вода эта у местных жителей считалась целебной, а некоторые почитали ее дороже святой.
В 1937 году Воскресенскую церковь закрыли. На куполе сломали все главы и кресты. Разбили и уничтожили иконостас и драгоценные иконы.
Воскресенская церковь являлась ценнейшим примером церковного зодчества начала ХVIII века, которому нет равных в Лежневском районе.
Вторая – Николаевская (Никольская) – церковь в селе Воскресенском построена в 1791 году в стиле русского классицизма. Храм изящно прост, лаконичен, фасады его строги, формы монументальны. Поставлен тоже на берегу Ухтохмы, но немного сдвинут от обрыва. Архитектура храма строго симметрична, выполнена в плане креста. На крыше была одна глава – символ единого Бога.
Алтарей и престолов в Никольской церкви было два: главный – во имя Святителя и Чудотворца Николая, и дополнительный – в честь Смоленской иконы божьей Матери. С 1791 года 28 июля (10 августа) - день празднования Смоленской Божьей Матери в Воскресенском приходе стал престольным праздником. Из святых икон, находящихся в Никольском храме села Воскресенского, особым почитанием пользовалась Смоленская икона Божьей Матери.
В 1937 году Никольскую церковь закрыли, а потом перестроили под сельский клуб. Сломали и сбросили главу и крест. Разбили и уничтожили иконостас, иконы, разграбили всякую церковную утварь и убранство. Дорогая, старинного письма, копия иконы Смоленской Божьей Матери пропала.
Семьдесят лет церковь была сельским клубом. Но в 2007 году благодаря стараниям отца Алексея и по просьбам жителей села Воскресенского здание было передано Ивановской епархии. В средней части здания сделали ремонт, соорудили иконостас и алтарь, на стены повесили иконы. Отец Алексей ведет здесь службы, на которые собираются не только прихожане села, но приезжают верующие из Лежнева и Иванова.